Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся МБОУ гимназии №69 в условиях профильного обучения
С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ними уже в девятом классе. С одной стороны, профильное обучение – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки. Для того, что бы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки а в 10-х классах учащиеся целенаправленно углубленно изучают блок предметов, соответствующих выбранному профилю. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима помощь специалистов.
Наряду с этим, существует и другая, не менее важная проблема. Это здоровье наших детей. Родители и педагоги обеспокоены состоянием здоровья своих детей, хотели бы приобщать их к здоровому образу жизни. Для современного состояния традиционного школьного образования характерны по меньшей мере следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в процессе учебы, замедление их психического и физического развития. В этой связи актуальной становится задача использования каждым преподавателем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм учащихся, предотвращение перегрузок учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий необходимо на всех ступенях учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения – на уроках и факультативах, на элективных курсах и кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Решением данных проблем является создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Цели создания системы психолого-педагогической поддержки учащихся:
- Сохранение и укрепление здоровья в ходе учебного процесса.
- Координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.
- Оказание помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального самоопределения
Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:
- Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.
- Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
- Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
- Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
- Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации .
Основные компоненты системы
- Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения должна включать в себя:
- Организацию всестороннего изучения профессиональных и личностных особенностей учащихся, их профессиональных интересов и склонностей.
- Введение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни.
- Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученик 9 классучащиеся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.
1) Учащиеся 9-10 классов. В центре нашего внимания – ученик. (Планируемые мероприятия перечислены в плане профориентационной работы, плане мероприятий «Профессиональное самоопределение старшеклассника.»)
2) Педагогический коллектив. Основной принцип, который лежит в основе отношений внутри педагогического коллектива – комплексное согласованное взаимодействие, продуманная организация образовательного процесса (создание позитивного микроклимата на уроках, качественно-содержательное оценивание, групповая работа, парная, индивидуальная и т. п. ). В гимназии постоянно активно действует штаб воспитательной работы, центр профориентации (в которую входят – педагог-психолог, классные руководители , зам. директора по УВР и ВР), что позволяет комплексно заниматься вопросами психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценность использования развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.
Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал.
3) Административно-правовая работа (директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР, зам. дир. по начальной школе):
- Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
- Нормативно-правовая деятельность:локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ.
- Педсовет: “Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе”.
4) Гимназия-родители. В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Важными обязанностями родителей являются: быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития, обращаться с ребенком как с равным, воспитывать в детях самостоятельность, направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка. Участие родителей в школьной жизни своих детей выражается в: участие в праздниках, спортивных мероприятиях, посещение родительских собраний, уроков, оказание помощи в самоопределении старшеклассника.
5) Педагог-психолог. Цель работы социально-психологической службы в данном направлении – формирование позитивного отношения к обучению, рекомендации по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития , профильного и профессионального самоопределения. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.
В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика
- Коррекционно-развивающая и консультативная работа. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся учащихся, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.
- Цикл выступлений с методическими рекомендациями педсоветах, совещаниях, методических объединениях. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся – это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при выборе профиля обучения и дальнейшего самоопределения; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации школы, городского центра занятости населения.